• Прием заявок на первый конкурс 2017 года завершён

Название: Проведение по обращениям граждан и организаций бюджетной сферы контрольных закупок 200000 единиц подозрительных продуктов питания, формирующих минимальную потребительскую корзину, и проведение лабораторных испытаний на наличие фальсификации. Проект в интересах здоровья каждого человека.

Конкурс 2017-1

Статус проекта: На независимой экспертизе

Организация: АССОЦИАЦИЯ ПЕРЕРАБОТЧИКОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ФАЛЬСИФИКАЦИИ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Грантовое направление: социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан

География проекта: Российская Федерация


2053875000.0000 рублей

2053765000.0000 рублей

О проекте:

Роспотребнадзор (далее - РПН) – является уполномоченным государственным органом власти в сфере защиты прав потребителей. Согласно отчетам региональных Управлений РПН наблюдается рост количества жалоб граждан по фактам реализации продукции и услуг ненадлежащего качества.
«Доля фальсифицированной молочной продукции среди отобранных Управлениями образцов по регионам России составляет от 3 до 34%.»

Выявленные нарушения в сфере розничной торговли в разрезе статей Закона «О защите прав потребителей» в 2012—2014 гг.
Выявлено нарушений Закона «О защите прав потребителей» 2012 2013 2014
Всего, в том числе 118 237 119 310 122 363
Статья 4 (качество товара) 11 395 11 471 12 520
Статьи 8—10, 12 (информация о товаре, продавце, изготовителе) 74 204 74 628 76 320

С 01.01.2017 году результативность выявления фальсификата Управлениями РПН сократилась в 10 раз! В рамках плановых проверок - результат 1-2%, а внеплановые проверки только по заявлениям потребителей, которых стало меньше в 20 раз, чем в 2016 году.
Управления РПН мониторинг розницы - не проводят и не планируют проводить. Ведомство готово работать по заявлениям граждан, но только в том случае, если потребитель предоставит доказательства: справку из больницы или протокол лабораторных испытаний, доказывающий, что был фальсификат. Стоимость 1 исследования от 1000 до 100000 рублей. Таких денег у большинства граждан нет.
Из 1950 обращений, направленных Бражко А. и коллегами в 2016-2017 году (например, http://igrajdanin.ru/problems/8365/) остаются без действия 97%. Ответы органов власти размещены на сайте http://igrajdanin.ru/.
Когда потребитель приносит протокол лаборатории - идет работа: http://igrajdanin.ru/problems/3075/
Штраф (100т.р. - в бюджет), а деньги за протоколы потребителю никто не возмещает!
По итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития нац. системы защиты прав потребителей (далее - ЗПП), состоявшегося 18 апреля 2017 года, Президентом России утверждены поручения. Планируется на законодательном уровне ввести процедуры контрольной закупки при осуществлении федерального гос. надзора в области ЗПП, наделить органов МУ доп полномочиями в области ЗПП.
На внедрение процедур контрольной закупки потребуется не менее 2 лет. В течении этого времени необходимо защитить граждан от продуктового фальсификата.
В течении этого времени Управления РПН или органы Полиции могут работать по ст. 14.7 КоАП, при условии предоставления потребителем протокола лабораторных испытаний.

Цель №1. Оказать поддержку усилиям Президента, Председателя Правительства, руководителей субъектов РФ, иным органам государственной власти в "очистке" рынка от продуктового фальсификата.
Цель №2. Восстановить веру граждан в свои права (потребителя), повысить честность торговли, вернуть торжество закона и справедливости. "Запусть" государственный механизм противодействия незаконному обороту пищевой продукции.
Цель №3. Обеспечить детей и взрослых "честным" дошкольным, школьным и социальным питанием

Задача №1. Продажа фальсификата - это преступление. Не каждый готов выступить заявиетелем, свидетем и потрепевшим. Прием и регистрация информации (звонок, письмо и пр.) о наличии в продаже "подозрительных" продуктов питания от любого гражданина, в т.ч. анонимные сообщения.
Задача №2. Поведение проверки информации. Проверка товара по федеральным базам. Осуществление контрольной покупки "подозрительной" пищевой продукции. Фото, видеофиксация подозрительной продукции.
Задача №3. Направление заявления в контрольно-надзорные органы (Управление Роспотребнадзора, Полиция) о проведении административного расследования по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ. Например, http://igrajdanin.ru/problems/10164/
Задача №4. Передача "подозрительной" продукции для проведения лабораторных испытаний.
Задача №5. Взыскание стоимости лабораторных испытаний с нарушителей.
Задача №6. Юридическая поддержка рассмотрения каждого заявления: по каждому факту выявления фальсификата - административное расследование, протокол, постановление и штраф 300-700 тыс. руб.
Задача №7. Обучение граждан основам прав потребителей, популяризация простой и прозрачной системы подачи обращений в органы власти по фактам обнаружения подозрительного продукта питания.

Каждый день продуктовый фальсификат может нанести ущерб каждому из нас.
«Угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан заключается в подмене полезных элементов, регулярное получение которых организмом является необходимым, и последствиями дефицита которых являются остеопороз у взрослых и рахит у детей, нарушение обменных процессов в органах зрения, сердечно - сосудистые заболевания. Подмена молочных жиров жирами немолочного происхождения влечет также угрозу ожирения, а также аллергических реакции (индивидуальной непереносимости) у человека» (Постановлении 16 ААС от 9 февраля 2017 г. по делу N А63-8932/2016 в отношении фальсификата сливочного масла).
Фальсификат можно встретить и по дорогой, и по дешевой цене. Особенно высока его доля в нижнем ценовом сегменте. Цена товара, бюджет покупки – первые критерии выбора для значительной доли граждан-потребителей.
В розничной торговле масло сливочное продается по цене от 500 руб./кг, а пальмовое по цене 80 руб./кг. Товар, продаваемый с этикеткой сливочное масло по цене 100-500руб/кг., – «подозрительный».

В чем причины ситуации?
Неэффективная государственная система управления рисками. Ряд Управлений РПН выбрали функцию наблюдателя. Нет мониторинга, профилактики в торговле.
Халатное отношение к своим обязанностям работников торговли, допускающим к реализации подозрительную продукцию. Слабые моральные принципы работников предприятий, выпускающих подозрительные продукты.
Низкая гражданская активность граждан-потребителей.
Отсутствие простого и открытого для каждого человека механизма воздействия и контроля.
Неверие граждан в неотвратимость наказания.

Какие выводы?
Проблема существует несколько лет.
Динамика свидетельствует о неэффективных управленческих решениях.
Продолжающееся бездействие – угроза обществу.

Какие последствия проблемы?
Постоянный обман потребителей.
Рост финансовых потерь граждан: платя за товар «Сыр» по цене сыра потребитель не застрахован от приобретения сыроподобной массы
Снижение уровня доверия граждан к системе органов государственной власти.
Деморализация потребителей, работников производственных предприятий, чиновников, гражданских активистов. Никто никому не верит! Преобладание позиции: «От меня ничего не зависит, у меня ничего не получится, ничего изменить — нельзя!»
Сокращение объема реализации «честной» продукции.
Увеличение «почвы» для роста коррупции.
Реальная угроза здоровью населения: потребление молочной продукции в России не соответствует рекомендованному уровню ВОЗ.

1. Дети и подростки
2. Многодетные семьи
3. Люди с ограниченными возможностями здоровья
4. Пенсионеры
5. Молодежь и студенты