Название: "Право голоса" (альтернативная и дополнительная коммуникация для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Второй конкурс 2017 г.

Статус проекта: Победитель конкурса

Организация: АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ "УЧАСТИЕ"

Грантовое направление: поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

География проекта: Проект будет реализовываться на территории Ярославской области, кроме того, проектом предусмотрены мероприятия трансляции нашего опыта в другие регионы Российской Федерации (преимущественно ЦФО, СЗФО).


2241543.0000 рублей

1785743.0000 рублей

1785743.0000 рублей

О проекте:

Первый в стране проект, решающий комплекс проблем социальной коммуникации неговорящих детей, охватывающий все сферы жизни ребенка (семья, образовательное учреждение, социальные объекты, сфера услуг).
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) нет возможности приобрести навыки коммуникативного взаимодействия, которые являются необходимыми для развития ребенка и его социальной адаптации. Умение отстоять свои права и свое достоинство, найти общие интересы со сверстниками, сотрудничать и взаимодействовать с ними, просто возможность сообщить о своих проблемах и потребностях - все эти навыки являются жизненно важными для ребенка и его семьи, а также являются залогом и предпосылкой для дальнейшей самостоятельной жизни взрослого с ОВЗ. Поэтому такому ребенку требуется система альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) – жесты, пиктограммы, система обмена карточками PECS, которые могут заменить устную речь или сделать ее более функциональной.
Проект призван решить следующие проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок с ТНР и его окружение:
1. Комплекс проблем собственно ребенка, не использующего устную речь - через обучение детей, принимающих участие в проекте, средствам АДК с помощью индивидуальных занятий.
2. Комплекс проблем, связанным с отсутствием информации у родителей и специалистов о возможностях использования средств альтернативной и дополнительной коммуникации - через обучение членов семей (воспитывающих детей с ТНР) и специалистов органов образования и социальной защиты самостоятельным навыкам внедрения системы АДК с помощью индивидуальных консультаций, семинаров, конференций, методических брошюр "Возможности использования средств АДК", буклетов "Я говорю" и серии видеороликов "Право голоса".
3. Комплекс проблем, связанный со стигматизацией диагноза любого психического расстройства и неспособностью окружающих коммуницировать с ребенком, не использующим устную речь - с помощью освещения в СМИ хода проекта, а также просветительской работы в органах здравоохранения, культуры и досуга, физической культуры и спорта, сферы обслуживания с помощью буклетов и серии видеороликов "Право голоса".
Проект является развернутой моделью внедрения АДК в регионе, которая апробируется в настоящее время на примере 40 семей в рамках субсидии Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области (август-ноябрь 2017 года). Востребованность мероприятий проекта в несколько раз превышает его плановые показатели.

Цель №1. Создание и популяризация комплексной системы внедрения средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи в Ярославской области.

Задача №1. Обучение детей и подростков средствам альтернативной и дополнительной коммуникации.
Задача №2. Обучение родителей (членов семей) введению средств альтернативной и дополнительной коммуникации.
Задача №3. Обучение специалистов системы образования и социальной защиты введению средств альтернативной и дополнительной коммуникации.
Задача №4. Продвижение возможностей использования средств альтернативной и дополнительной коммуникации среди родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задача №5. Продвижение возможностей использования средств альтернативной и дополнительной коммуникации среди специалистов системы образования и социальной защиты.
Задача №6. Продвижение возможностей использования средств альтернативной и дополнительной коммуникации среди сотрудников сферы услуг.
Задача №7. Просвещение широкой общественности о возможностях использования средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

По статистике в нашей стране около 500 тыс. человек, которые не пользуются устной речью, из них 160 тысяч – это дети. Кроме того, около 25% детей дошкольного возраста имеют серьезные нарушения речевого развития. Нарушения развития речи встречаются у детей с аутизмом, ДЦП, интеллектуальной недостаточностью, генетическими нарушениями (синдром Дауна, синдром Ретта) и другими психическими и физическими патологиями развития.
Дети с тяжелыми нарушениями речи либо не говорят совсем, либо имеют очень скудный словарный запас. Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух. Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения. Им сложно, а зачастую просто невозможно обмениваться информацией с другими людьми, а это чревато трудностями с социализацией, самоизоляцией, поведенческими проблемами. У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности – памяти, мышления, восприятия. Зачастую, при изначально хороших интеллектуальных способностях они настолько отстают в психическом развитии, что их считают умственно отсталыми. В настоящее время в нашей стране нет комплексной системы помощи людям с ТНР, методическая база не проработана, учебных пособий нет, практический опыт единичный и является неадаптированным переносом зарубежных методик. Специалисты (логопеды, дефектологи, психологи) годами работают над "вытаскиванием" звуков из детей, упуская время для развития.
В рамках проекта будут решаться следующие проблемы:
1. Инвалидизация ребенка, причиной которой является невозможность полноценной коммуникации для ребенка не пользующегося устной речью и как следствие, нарастание отставания в развитии, требующее более сложной и ресурсозатратной коррекционной работы с ним. 2. Социальная и психологическая напряженность в семье, причиной которой является невозможность полноценной коммуникации в семье, воспитывающего ребенка с ТНР и как следствие, нарушение функционирования всей семьи (родители, братья-сестры, представители старшего поколения). 3. Социальная и психологическая напряженность в среде специалистов, причиной которой является невозможность полноценной коммуникации в условиях детских образовательных и социальных учреждениях и как следствие, снижение качества воспитательной и образовательной работы специалистов. 4. Социальное неравенство - причиной которой является невозможность полноценной коммуникации в обществе.

1. дети и подростки с ТНР
2. родители (законные представители) детей и подростков с ТНР
3. специалисты, работающие с ТНР
4. специалисты сферы обслуживания
5. широкая общественность;