Название: Искусство инклюзии

Конкурс 2017-1

Статус проекта: Победитель конкурса

Организация: АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ШКОЛА-МУЗЕЙ-КУЛЬТУРА»

Грантовое направление: поддержка проектов в области науки, образования, просвещения

География проекта: г. Новокуйбышевск Самарской области


1143597.0000 рублей

497000.0000 рублей

497000.0000 рублей

О проекте:

Основная идея проекта - создать условия для получения социального опыта детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в приемлемой для них форме через обучение и взаимодействие с обычными детьми в интегративных группах.
Мы открываем культурно-просветительский центр для детей «Школа-Музей-Культура» (центр):
• как площадку, где происходит просвещение и развитие способностей детей,
• как место социализации, где дети с ОВЗ развивают навыки взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми, расширяют круг интересов и общения, получают позитивный опыт коммуникации с миром,
• как место взаимодействия, где обычные дети учатся воспринимать детей с ОВЗ рядом с собой, в одном пространстве, учатся видеть не ребенка с инвалидностью, а партнера по общению, взаимодействовать с ним, не отторгая его и не впадая в жалость,
• как неформальную площадку для взаимодействия родителей обычных детей и детей с ОВЗ,
• как площадку для взаимодействия и обмена опытом с педагогическим сообществом города.
Целевая группа проекта - 50 детей, из них 25 детей с ОВЗ, и 50 родителей. Привлекать их в проект мы планируем через распространение информации в социальных, реабилитационных и общественных организациях города, через СМИ и соц.сети.
Достижение цели проекта планируется через следующую деятельность:
• создание условий для инклюзивного образования в центре,
• занятия с детьми в интегративных группах,
• занятия с родителями в совместной группе родителей обычных детей и детей с ОВЗ,
• распространение практики проекта в городском образовательном сообществе.
В работе с детьми мы используем принципы культурно-исторической концепции Выготского, поэтому придерживаемся культурологического подхода в инклюзии. Занятия в интегративных группах включают в себя обучающий, творческий и реклаксирующий модуль:
• занятия в «Афинской школе» - строятся на восприятии культурных символов произведений живописи, направлены на развитие мышления, умения формировать и высказывать суждения,
• занятия декоративно-прикладным творчеством и сценическим искусством,
• развивающие и коммуникативные игры.
В результате реализации проекта в Новокуйбышевске повысится доступность культурно-образовательной среды и дополнительного образования для детей с ОВЗ, расширится круг их общения, улучшатся навыки коммуникации и взаимодействия в коллективе.
Устойчивость обеспечивается материально-технической базой проекта и достигается продолжением деятельности с целевой группой и привлечением в нее других детей города.

Цель №1. Развитие инклюзии в дополнительном образовании и повышение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья г. Новокуйбышевск.

Задача №1. Создание доступной среды и материально-технической базы для реализации практики инклюзивного дополнительного образования.
Задача №2. Повышение квалификации сотрудников центра в области современных методик работы с детьми, имеющими особенности психического развития.
Задача №3. Развитие практики инклюзии через обучение детей в интегративных группах.
Задача №4. Повышение информированности родителей в области инклюзии и взаимодействие родителей детей из интегративных групп.
Задача №5. Создание электронного сборника информационно-методических материалов по практике проекта и информирование педагогов.

Инклюзивное образование в РФ только становится широко внедряющейся практикой, "болезней роста" у него достаточно. Негативное влияние на развитие инклюзии оказывают, в том числе, и следующие факторы:
• ограничения в восприятии детей с ОВЗ, сформированные в нашем обществе. С точки зрения массового создания образование детей с ОВЗ должно проходить в условиях отделения от обычных детей. Наша практическая деятельность лежит в сфере работы с детьми, мы имеем постоянную обратную связь от образовательных учреждений и регулярно наблюдаем превалирование принципа сегрегации (отделения) в образовании детей с ОВЗ. В отношении непосредственно к этим детям преобладают сочувствие, желание (но не готовность) помочь, но преимущественно дистанционно - перечислить деньги, поддержать акцию им в помощь.
• формализация (имитация) инклюзии из-за недостаточности материальных ресурсов, психологической неготовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ. По данным СГООИК "Десница", в миллионной Самаре школ с реальной инклюзией - менее 10 из 150, в 100-тысячном Новокуйбышевске - 1 школа из 17.
В Новокуйбышевске наблюдается недостаточность инклюзивной инфраструктуры и связанной с ней деятельности. Это негативно влияет на развитие практики инклюзивного образования, снижает его доступность для детей с ОВЗ и отрицательно влияет на их социализацию и развитие. По мнению специалистов, одна из основных причин низкой социализации детей с ОВЗ заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. Как вариант снижения остроты проблемы: открытие в городе культурно-просветительского центра «Школа-Музей-Культура», внедряющего практику инклюзивного дополнительного образования детей с ОВЗ в интегративных группах.
В городе - 300 детей с ОВЗ, целевой группой проекта станут дети в возрасте от 7 до 18 лет. Помимо них, в городе есть группа людей, нуждающаяся в инклюзивном образовании - молодые люди с инвалидностью (18+), формально взрослые. Это - люди с ментальными нарушениями здоровья, особенностями психического развития, уровень их интеллектуального развития и социализации соответствует детскому возрасту. Поэтому мы их включаем в целевую группу проекта и для краткости будем назвать ее - дети с ОВЗ.

1. Дети и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья
2. Дети и подростки
3. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья