Название: Реабилитационный ресурсный центр для детей с ОВЗ «Мастерская жизни» в МАОУ Лицее № 9 «Лидер»

Конкурс 2017-1

Статус проекта: Победитель конкурса

Организация: НЕКОММЕРЧЕСКИЙ ФОНД «ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ЛИЦЕЯ № 9»

Грантовое направление: поддержка проектов в области науки, образования, просвещения

География проекта: г. Красноярск


464221.0000 рублей

464221.0000 рублей

464221.0000 рублей

О проекте:

Сегодня в Красноярском крае происходят активные организационные процессы развития инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. Лицей №9 «Лидер» - это образовательное учреждение, ставшее в 2015 году одной из пилотных площадок по реализации проекта инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра и введению ФГОС ОВЗ. Только учится он по адаптированной для него образовательной программе, и главным является его социализация, выстраивание общения и взаимодействия с другими сверстниками и взрослыми. В настоящее время в лицее на 1133 учащихся – 61 ребенок со статусом ОВЗ (5%). Идея проекта заключается в создании образовательной среды, где дети с ОВЗ совместно с родителями и специалистами могли бы получать помощь: дети – коррекцию и развитие; родители овладели бы приемами эффективного взаимодействия со своими детьми, освоили инклюзивные методы и приемы, что способствовало бы успешному процессу социализации, интеграции детей в современное общество, улучшило психоэмоциональное состояние родителей особых детей). Для организации реабилитационного ресурсного центра (РРЦ) необходимо создать пространство для двигательных занятий, зону для релаксации и снятия напряжения (сенсорная комната), зону для совместной деятельности родителей, педагогов и детей. Мастерские жизни – это устроенная особым образом коррекционно-развивающая деятельность, направленная на освоение детьми норм типовых социальных ситуаций, которые осваиваются сначала в игровой имитационной форме, а потом реализуются при сопровождении педагогов в реальной ситуации – поход в кафе, в магазин, театральная постановка, приготовление пищи, уборка дома, уход за своими вещами и за собой. Мы предполагаем в ходе реализации проекта выстроить работу по 3 взаимосвязанным блокам.
1 блок – развитие высших психических функций и умственных способностей детей предшкольного, младшего и подросткового школьного возраста.
2 блок – коррекция эмоционально-личностных особенностей, предполагающих несколько этапов:
- поиск индивидуальных предпочитаемых самим ребенком ресурсов, каналов и сфер взаимодействия с окружающим миром
- развитие эмоционально-волевой регуляции деятельности с постепенным переходом от внешней мотивации принуждения к внутренней мотивации и саморегуляции
- оказание помощи самими детьми учащимся, находящимся на предыдущих этапах реабилитации.
3 блок – совместные занятия для детей и родителей с использованием приемов моделирования игровых и учебных ситуаций.

Цель №1. Оказание детям с ОВЗ и их родителям комплексной образовательной и социально-адаптационной помощи

Задача №1. Создать образовательную среду (пространство для двигательных занятий, зону для релаксации и снятия напряжения (сенсорная комната), зону для совместной деятельности педагогов, родителей и детей).
Задача №2. Организовать постоянную направляющую и обучающую помощь со стороны специалистов, знающих методику инклюзивной работы с данной группой детей, для родителей детей с ОВЗ.
Задача №3. Транслировать опыт работы мастерских жизни с детьми ОВЗ и подготовить к работе с ними других специалистов, расширить сеть учреждений, готовых оказывать комплексную образовательно-коррекционную помощь детям с ОВЗ.

Анализируя опыт работы с детьми особыми возможностями здоровья (ОВЗ), можно с уверенностью сказать, что необходимым условием успешности этих детей, их социализации в обществе является активное, грамотное участие родителей в процессе реабилитации, коррекции и развитии ребёнка. Количество детей с ОВЗ в Красноярском крае, увеличивается, а образовательных организаций и специалистов, способных профессионально оказывать им комплексную образовательную и социально-адаптационную помощь, не достаточно. Зачастую родители, решившиеся на образование в условиях инклюзии, нуждаются в постоянной направляющей и обучающей помощи со стороны специалистов, знающих методику инклюзивной работы с данной группой детей, но остаются без таковой. Мы окажем непосредственное реабилитационное воздействие, предусматривающее обучающие семинары и тренинги. Начиная работу с предшкольного возраста, мы снижаем количество детей с ОВЗ, поступающих в школу. Результаты работы в ресурсного реабилитационного центра (РРЦ) позволят за первые 2 года школьного обучения, к 3 классу, значительно снизить численность детей с задержкой психического развития, тяжелым нарушением речи и другими психофизическими особенностями. Социализация детей с ОВЗ – это вопрос социально-экономической безопасности в будущем. Важно, чтобы те, кто может научиться, могли сами себя обеспечивать и могли бы во взрослой жизни выполнять посильные им трудовые функции. Иначе количество неработающего населения на одного работающего в Красноярском крае станет непосильным бременем.

1. Люди с ограниченными возможностями здоровья
2. Дети и подростки